06
октября
2014
ГЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК В КОМПАНИИ. ИЛИ ПРИНЦИП БЕЗОСА

Стоит ли как-то по-особенному рассказывать о человеке, считающимся лучшим генеральным директором в США и одним из лучших в мире. Хвалебно-восторженные оды слагаются восхищенными современниками на все лады и на разных языках. И это, надо сказать, совершенно заслуженно. Второго такого, наверное, просто не найти.
Человек, который возвел покупателя на трон, превзойдя Маршала Филда, сообщившего миру о том, что «клиент всегда прав». Именно ему принадлежит одно из 30 мест в списке богатейших людей планеты. Это акции его компании выросли за пять лет на 397%, а оборот по состоянию на начало 2014 года составлял $74,452 млрд. Имя его Джефф Безос. Человек, совершивший маленькую революцию в головах покупателей.

Начало

1994 год. Человек в возрасте 30 лет оставляет прекрасную и достаточно перспективную работу и начинает продажу книг через канал под названием Интернет. (Офис располагается в гараже). Рисковать в этом возрасте можно только либо будучи уверенным в своих силах, либо интуитивно чувствуя удачу. По-видимому, здесь сошлись оба принципа. Теперь компанию Amazon, равно как и его основателя знают практически все.

Для всех

У взрослых преимущественно американцев Amazon ассоциируется с книгами, музыкой и фильмами, но для молодежи — это магазин, где продается абсолютно все.
В Amazon можно купить десятки миллионов разнообразных вещей, большинство которых не связано с медиа — от дрелей и ракеток для крикета до «облачных» вычислительных мощностей. Эта трансформация — одно из главных достижений основателя и CEO Amazon Джеффа Безоса.

Кресло для покупателя

Иногда во время встреч Безос намеренно оставляет одно из кресел пустым, предлагая присутствующим включить воображение и представить, что там сидит их клиент, «главный человек в комнате». Компания оценивает свою деятельность при помощи 500 параметров, 80% из которых так или иначе завязаны на взаимодействии с клиентами.
Разработанные Amazon алгоритмы анализируют потребительское поведение одних покупателей, превращая их в рекомендации для других, а список бестселлеров на сайте обновляется каждый час. Безос кратко именует это «культурой метрики», и ей пропитана вся компания.
В арсенале большинства экс-сотрудников Amazon обязательно есть истории о маниакальном внимании главы компании к интересам потребителей. Один из них рассказывает, как настойчиво Безос пытался сделать коробки, в которых доставляются товары, максимально прочными и привлекательными — в таком случае люди могут использовать их повторно.
Такая психология одновременно позволяет Amazon оставаться одной из самых инновационных компаний в мире. «Мы привыкли сажать зернышко и подолгу ждать, пока из них вырастет дерево. Мы не думаем о результатах следующего квартала или года: мы фокусируемся на том, что будет хорошо для покупателей», — говорит Безос.

Нестандартное мышление

К этому также следует добавить нестандартный подход к работе. Решение вывернуть наизнанку компьютерную инфраструктуру компании, позволив всему миру пользоваться ей за деньги, считалось безумным. Тем не менее запущенные в 2006 году Amazon Web Services (AWS) генерируют $1 млрд годовой выручки и собирается удвоить этот показатель в ближайшее время.
Среди пользователей AWS числится NASA. Во время миссии к Сатурну космический аппарат Кассини передал на землю около 180 000 фотографий, которые были обработаны на серверах Amazon всего за пять часов и примерно $200. Если бы NASA опиралась на собственные вычислительные мощности, на это ушло бы 15 дней.
Многие посчитали сомнительной идеей планшет Kindle Fire. Он продается всего за $199, что не покрывает затрат на его производство. Безоса это не смущает. Он называет планшет «самым успешным продуктом в истории Amazon». Если владельцы Fire будут совершать в Amazon покупки, затраты на его распространение будут покрыты с лихвой.

Без шика

Об экономии CEO Amazon ходят легенды. В офисах компании в качестве рабочих поверхностей используются плохо обработанные доски, приучившие работников таскать с собой наждачную бумагу, чтобы спасать от заноз рубашки и свитера. Никто из топ-менеджмента  не получает  в  год больше $175 000, а зарплата самого  Безоса  заморозилась с конца девяностых  на  отметке  в $82 000.
Также в Amazon действует мораторий на использовании цветных принтеров и полеты первым классом (Безос, впрочем, иногда арендует частный самолет, но платит за него из собственного кармана).

Настоящее и будущее

Компания инвестирует больше $1 млрд в строительство десятков складов по всей Америке — от Калифорнии до Техаса. Кроме того, недавно компания приобрела производителя роботов Kiva Systems, которые должны полностью автоматизировать разгрузку товаров.
Конечная цель — стабильно доставлять покупки своим клиентам уже через несколько часов после заказа. Если Безосу удастся реализовать свою задумку, это будет настоящая революция в мире электронной коммерции.

Покупатель — главный

Следующей целью Amazon вполне могут стать смартфоны. Калифорнийское подразделение компании активно нанимает инженеров, занимавшихся мобильными технологиями. Amazon официально не заявлял о своих амбициях в этой области, однако особенных усилий для опровержения слухов тоже не прикладывал. Смартфон должен помочь Amazon окончательно изменить стиль шопинга клиентов компании. Исторически одним из преимуществ Amazon перед обычными магазинами и гипермаркетами были низкие цены.
База кредитных карточек Amazon — одна из крупнейших в мире, она насчитывает более 170 млн человек. Купленный в Amazon смартфон будут привозить к вам домой уже готовым к работе. Достаточно включить его и отправиться за покупками: устройство будет заранее знать, кто вы, номер вашего банковского счета и заодно всю историю ваших предыдущих приобретений. Его операционная система будет идеально заточена под ваши шопинговые нужды. Когда во время обеда на работе у вас появится непреодолимое желание купить себе тостер, вам нужно будет сделать всего пару кликов, и по возвращении домой вам его уже привезут.

Ну и в заключении несколько цитат от основателя Amazon:

• Если, идя на работу, вы решите, что собираетесь делать только то, что знаете, вы пропустите слишком много возможностей.
• Прибегать к инновациям нужно всегда. Это надо делать и в хорошие времена, и в плохие.
• Знаете, если вы сделаете клиента несчастным, он расскажет об этом не пяти, а 5000 друзьям.
• В новаторстве вы должны быть одновременно упрямыми и гибкими. Если вы не упрямый, вы будете отказываться от экспериментов слишком рано. Если вы не гибкий, вы будете биться головой о стену, и вы не увидите другое решение проблемы, которую вы пытаетесь решить.