16
мая
2016
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГОССЕКТОРЕ

Пожалуй, на сегодняшний день не существует такой области деятельности, такого сегмента, где бы не использовалось или не планировалось к внедрению проектное управление.
Объективно ситуация складывается так, что в этом уже ощущается потребность. Необходимость проектного подхода продиктована общей ситуацией на рынке и в экономике в целом.

Госсектор не стал исключением. Более того, внедрение проектного подхода именно там — приоритетная задача на сегодняшний день.
Как и везде, в госсекторе можно столкнуться с рядом проблем. Кстати, они могут быть аналогичны существующим проблемам в области внедрения проектного управления в любой другой области. Итак:
- недостаток квалифицированных кадров в области проектного управления;
- отсутствие единой методологии, как унифицированного стандарта;
- сложности, связанные с внедрением и использованием программного обеспечения;
- сопротивление на местах (неприятие инноваций).

Однако, чаще всего вопрос относительно внедрения проектного управления в администрациях (мы говорим о госсекторе) замораживается на этапе обсуждения, поскольку не рассматривается как средство для достижения стратегических целей.
В числе российских проблем в управлении (по И.Адизесу) боле чем достаточно моментов, требующих существенного вмешательства, поскольку это и проблемы с дисциплиной, и практически полным отсутствием системного подхода, и бюрократия, и авторитарный стиль управления, и расточительство, и безрезультатная эффективность…
Все это «лечится» внедрением (возможно даже насаждением) проектного подхода. Достаточно быстро все становится прозрачным. При этом все абсолютно подконтрольно и автоматизировано: не требуется чрезвычайно много времени уделять формированию отчетности для того, чтобы проанализировать и оценить эффективность. Программные продукты подобного класса предполагают это как одну из необходимых опций, поэтому и здесь время сокращается.
Автоматическое формирование отчетности позволяет видеть малейшие отклонения и работать с ними руководителям, внося необходимые коррективы в проект (в стратегию) в целом или в отдельные процессы.
Организации, где внедрено и успешно используется проектное управление, могут отметить свои положительные результаты, которые особенно выигрышно выглядят на фоне результатов организаций, не использующих проектный подход.
Принимая решение о подобном внедрении, необходимо понимать, к каким целям вы стремитесь. Ими могут быть:
- достижение запланированных органами власти результатов;
- улучшение качества результатов;
- сокращение сроков на реализацию запланированных работ;
- обеспечение прозрачности деятельности;
- улучшение межведомственного взаимодействия за счет единых подходов к реализации.

При этом важно стараться учитывать слабые стороны в использовании проектного подхода, таких как:
- недостаток вовлеченности сторон;
- слабые коммуникации;
- нечетко поставленные задачи или некорректно сформулированные цели;
- текущие объективные изменения;
- неадекватное планирование рисков;
- отсутствие управления изменениями.

Внедрение проектного управления позволяет:
- обеспечить полную прозрачность деятельности на всех этапах выполнения работ;
- вывести зависимость между результативностью деятельности служащих и их стимулированием (материальным и нематериальным);
- оптимизировать распределение ресурсов;
- сократить время на выполнение поставленных задач (до 50%);
- сократить расходы;
- повысить исполнительскую дисциплину.

В качестве вывода модно привести только результаты. А они существенно отличаются (как было сказано выше) у тех, кто внедрил и активно использует проектное управление и тех, кто пока пребывает в нерешительности по данному вопросу.
Однако очень скоро время расставит все по своим местам. Как только будет утвержден единый стандарт, отстающим не станется ничего иного, как присоединиться к преуспевающим в этой области. Одни работают, накапливают опыт и оттачивают все процессы, другие же, будучи в аутсайдерах, теряют (как минимум) драгоценное время и упускают возможности.