22
июля
2015
ЛАРРИ. ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

«Тебе надо ходить в школу, прилежно учиться, иначе ты ничего не добьешься в жизни. Луис Эллисон не для того приехал в Америку из далекой России, не для того сменил простую еврейскую фамилию Гольдман на Эллисон в честь острова Эллис, чтобы его отпрыск подвергал сомнению слова учителей и параграфы учебников… »

Мальчика, которому доводилось слышать это многократно, звали Ларри.
Он с удовольствием слушал нечастые рассказы отца про путешествие из Крыма на пароходе, рассматривал золотой браслет с надписью кириллицей и большой медный самовар, который Луи зачем-то привез с собой, но верить отцу решительно отказывался. Он был твердо убежден: нужно думать своей головой и выдавать самые фантастические идеи. Потому что — кто знает? — может, завтра они станут совершенно реальными!
Спустя много лет он станет одним из богатых людей в мире и будет в числе тех людей, которых боятся больше, чем любят. Это, тем не менее, не мешает восхищаться его лидерскими качествами, потрясающими талантами и стратегическим мышлением.
Ларри Эллисон – импульсивный человек и известен своими экстравагантными развлечениями, нежели талантливым руководством компанией. Он обожает скорость, и поэтому купил себе итальянский истребитель «Маркетти» (хотел было взять наш МИГ, но Федеральное бюро по контролю импорта алкоголя, табачных изделий и огнестрельного оружия сказало богачу свое четкое «нет»), который водит сам. Любит корабли и сам владеет несколькими громадными и самыми дорогими яхтами на свете: «Сайонара», «Катана»… Выигрывает на них разнообразные регаты. Но больше всего на свете Ларри нравятся деньги.

Начало
В начале 70-х годов Эллисон работал на небольшую фирму – Amtex. Когда он туда перешел, он уже умел разрабатывать мощные базы данных, учитывающих различные виды платежей и практически все банковские операций.
Именно с его разработок в Amtex и начинается история компании «Oracle» – именно под этим названием во время работы в Amtex им была создана невероятно удобная, многофункциональная и почти совершенная база данных. База делала все, умела все, считала все, находила, подбирала, сравнивала. Это был огромный живой механизм, который учитывал все запросы и обслуживался на интуитивно понятном уровне.

Такая разработка была слишком хороша, чтобы можно было продать ее в одно место. В 1977 году Ларри Эллисон вместе с бывшим руководителем Amtex Робертом Минером основали свою собственную компанию, которую назвал «Oracle». Оракул – это тот, кто дает абсолютно верные ответы на все поставленные перед ним вопросы. И софтвер эллисоновской фирмы должен был делать именно это: отвечать на все вопросы своего «начальника». Это называется СУБД, система управления базами данных. Она используется корпорациями для распределенного хранения рабочей информации, как то: списки клиентов, данные об оборудовании, учетные карточки сотрудников, финансовые записи, истории сделок, переписка, юридические документы и многое другое.

Только развитием ПО дело не ограничилось. Практически все клиенты «Oracle» требовали не только софт, но и обучение с подробным объяснением, какое именно обеспечение бывает на рынке, какое лучше, какое дешевле и как его можно «заточить» под их требования.
Так занималась заря IT-консультирования и системной интеграции. В 1980 году в копании Эллисона было всего восемь служащих (включая трех соучредителей: самого Ларри, затем Боба Майнера и Эдда Оутса), и их доходы недотягивали до миллиона. Но уже через 15 месяцев IBM начали устанавливать операционную систему Oracle у себя, и в течение следующих семи лет продажи Oracle удваивались каждый год. Это позволило Эллисону со товарищи заняться подбором и поиском персонала, развернуться на полную и все время совершенствовать свой продукт. Бизнес, по представлению Ларри, – это «в первую очередь достижение первой ступеньки на Пьедестале Победы, и в этом случае цель всегда оправдывает средства».

Тернистый путь
В 1986 году Oracle стала публичной компанией, и её первоначальная публичная оценка составляла 31,5 миллиона долларов. Ларри понял, что гонка принесла ему первые лавры: в списке миллионеров журнала «Forbes» его имя встало неподалеку от имени его ближайшего соперника Гейтса. «Oracle» стала одной из самой быстрорастущих компаний в Америке, ее прибыли росли каждый год. Счет шел на десятки, сотни тысяч, на миллионы… Но в 1990 году компания стала нести свои первые потери. Рыночная стоимость компании снизилась на 80 процентов, и казалось, что компания находится на грани банкротства.
Ларри Эллисон всегда презирал своих бухгалтеров, от словосочетаний «внутренний аудит» и «ставка рефинансирования» морщился, как от головной боли, отказываясь вникать в скучные цифры. И вот результат — в отчетности полный бардак, куда-то бесследно исчезли миллионы долларов, а сделки, заключенные в пылу «военных действий», оказывались крайне сомнительными и пахли судебными разбирательствами. Плюс ко всему на рынке появилось много конкурентов, включая SAP и Microsoft. От клиентов посыпались претензии, отказы. Крупные клиенты все чаще и чаще предпочитали продукты конкурентов.

Пару лет компанию лихорадило: их беспрерывно таскали по судам — за путаную бухгалтерию, обман клиентов, мелкое мошенничество и сокрытие доходов. Пришлось выплатить разъяренным акционерам в общей сложности двадцать четыре миллиона долларов.

Эллисон предпринял стратегический шаг и сменил большинство управленческого состава на более опытных менеджеров. В это время весь менеджмент он отдал в руки профессионалов, а сам сосредоточил свои усилия на совершенствовании программного продукта. Новая версия программы управления базами данных работала как часы, и уже в 1991 г. «Oracle» получила миллиард прибыли, в 1994-м – два…

Кадры, которые решают всё
Ларри нанимал на работу самых наглых, агрессивных и жадных. «Вы были самым умным на курсе?» — спрашивали вчерашних выпускников университетов на собеседованиях в «Oracle». Если ответ был «да», их брали. Если «нет» — спрашивали, кто же был самым умным, и звонили ему. Сотрудники фирмы Ларри должны быть хваткими, работать без выходных, рвать зубами каждую сделку. Отделы продаж стравливали между собой: выгодное дело мог увести не только конкурент, но и парень из соседней комнаты. Так даже лучше — пусть не зевают. Эллисону было наплевать, чем его сотрудники зарабатывали себе на жизнь раньше: один из его топ-менеджеров был концертирующим пианистом, другой возглавлял мормонскую церковь в Бразилии, но имел вид бандюгана. На собеседованиях Ларри размахивал резюме перед носом соискателей и кричал: «Если здесь хоть строчка неправды, вы будете жалеть об этом всю оставшуюся жизнь!» С момента поступления на службу их жизнь принадлежала компании: вице-президент по корпоративным финансам, едва начав работать в «Oracle», срочно женился на девушке, с которой встречался. Не то чтобы она ему так уж нравилась — просто он понял, что, работая в таком темпе, найти себе хоть какую-нибудь девушку ему уже не светит.

В компании все и со всеми соперничали. Пари заключались каждую минуту. Кто быстрее добежит до кулера с водой? Кто выиграет вечером в теннис? Кто продаст больше программ к концу месяца? Никто и никому не хотел уступать: самый пустячный спор решался с налитыми кровью глазами, и Эллисон первым задавал тон. Проигрывая — не важно в чем, — он не успокаивался, пока не брал реванш. Пусть через неделю или через полгода, но Ларри отыгрывался в теннис, побеждал в автогонках и пробегал стометровку быстрее соперника. Ежемесячно каждому отделу спускались завиральные планы, которые требовалось выполнить и перевыполнить. Самое удивительное, что это удавалось: «Oracle» несся вперед, словно снежный ком с горы.

Секрет успеха
Из всех мощных технологических компаний, выросших в конце 1970-х – начале 1980-х годов, таких как Microsoft, Apple и Sun Microsystems, корпорация Oracle остается наиболее близкой к своим предпринимательским корням. Основная заслуга в этом принадлежит ее харизматическому руководителю, который управляет корпорацией так, как будто она все еще остается стартапом, всегда оставаясь в центре событий и самолично принимая решения по самым разным вопросам: от разработки рекламной кампании до найма (или, что более вероятно, увольнения) менеджеров.
Ларри Эллисон – настоящий актер, он обожает игру на публику, и ему все равно, выступает ли он перед огромной аудиторией или перед небольшой группой людей.

Одним из двигателей своего успеха Ларри и другие менеджеры Oracle считают инновации. Всеми бизнес-приложениями компании можно пользоваться посредством интернета, что весьма актуально сегодня. Со страниц своего сайта Oracle заявляет о том, что они не намерены останавливаться на достигнутом и глядят в завтрашний день с уверенностью, что скоро они станут лидирующей компанией планеты в области middleware и в области приложений.